Аналитика

Если соглашение по статусу Каспия не будет достигнуто, Иран проиграет – эксперт

Рауф Раджабов
09/03/2012 [14:02]

БАКУ, 9 мар-Новости-Азербайджан, Матанат Насибова. Эксклюзивное интервью АМИ Новости-Азербайджан с политическим  аналитиком, главным  редактором Информационно-аналитического агентства «3rd View» Рауфом  Раджабовым.

- Какие причины, на Ваш взгляд, спровоцировали недавние события в Губе, и чем они  могли обернуться для правительства Азербайджана?


- На мой взгляд, известные события 1 марта 2012 года в Губе были вызваны не востребованностью региональных элит, в основе чего лежат общественно-политические и социально-экономические факторы.

За последние девять лет, в течение которых продолжается реализация Государственной программы по развитию регионов АР, помимо возведения промышленных объектов и реализации инфраструктурных проектов, шел также процесс формирования региональных элит.

Поэтому сегодня назрел вопрос смены региональных элит в республиканском масштабе. Объективная проблема заключается в том, что элиты, работающие в регионах многие годы, уже не в состоянии управлять по-новому. Кстати, и местное население регионов не желает жить по-старому, т.к. они прямо или косвенно вовлечены в реализацию Государственной программы по развитию регионов АР. Следовательно, «Губинский прецедент» способен проявить себя и в других регионах страны.

В этой связи можно утверждать, что в настоящее время в регионах республики востребованы не партократы (консерваторы), а технократы (реформаторы), т.е. менеджеры. Вот в этом вопросе мы как раз и сталкиваемся с проблемой отсутствия в стране бизнес школ, которые, по идее, и должны заниматься подготовкой современных менеджеров.

Отсутствие вовлеченности региональных элит приводит к конфликту интересов. В Губе мы фактически имеем дело с конфликтом интересов: с одной стороны -  региональных элит, и администрацией района -  с другой.

Иными словами, на одном полюсе новые элиты, а на другом администрация, пришедшая из Баку. Кстати, Губинские события наглядно продемонстрировали отсутствие навыков и умения у аппарата партократов (консерваторов) Исполнительной власти района. Поэтому если сегодня «пинают» бывшего главу Исполнительной власти Губинского района Рауфа Габибова, то это вполне естественно. Ведь он не технократ (реформатор) и, тем более, не менеджер.

- События в Губе были истолкованы нашими «доброжелателями» в этнической плоскости…

 - К счастью, этнической подоплеки, которая якобы имела место быть в Губе, нет. При   оценке общественно-политических и социально-экономических событий в АР следует учитывать следующий фактор: Азербайджан выстраивает систему рыночной экономики.

Правда, нельзя отрицать проблем монополизма, неравных условий ведения бизнеса и конкуренции, а также фактов  коррупции. Тем не менее, в республике формируется  модель рыночной экономики, нежели модернизируется модель советской командно-административной экономики. Поэтому события в Губе следует рассматривать исключительно в системе экономических координат, а не в системе межэтнического конфликта. Сегодня можно утверждать, что многонациональный Азербайджан доказал свою состоятельность и дееспособность.

- Скажите, можно ли рассматривать пролонгацию договора между Азербайджаном  и Россией по Габалинской РЛС в политической плоскости?


 - Я так не думаю. В этом вопросе скорее имеет место рыночный подход, нежели политический. Официальный Баку предложил РФ 300 млн. долларов в год за аренду Габалинской РЛС системы «Дарьял». В ответ РФ предложила 15 млн. долларов. Кстати, сегодня арендная сумма Габалинской РЛС составляет 7 млн. долларов. Я считаю, что официальный  Баку выдвинул обоснованное решение, т.к. правительство страны рассматривает реализацию любых межгосударственных проектов в плоскости геоэкономики, а не геополитики.

Необходимо учитывать и фактор воздействия РЛС на экологическую ситуацию в районе. Уже сегодня правительству страны требуются большие финансовые средства для того, чтобы на должном уровне решать вопросы экологической безопасности нескольких районов, а также возмещения финансовых убытков населения.

Объективности ради следует заметить, что РФ не может взять на себя обязательства по оплате 300 млн. долларов за эксплуатацию Габалинской РЛС системы «Дарьял», поскольку вышеуказанную сумму ежегодно российская сторона выплачивает на поддержание всех военных объектов за пределами страны.

Для сравнения, США арендуют аэропорт Манас в Бишкеке (Кыргызская Республика) за 60 млн. долларов в год, плюс другие расходы, связанные с арендой Манаса, что составляет не менее 150 млн. долларов в год.
 
- Тем не менее, РФ может вполне обойтись и без Габалинской РЛС?

- Безусловно. Особенно если учесть, что Габалинская РЛС представляет собой старую систему «Дарьял». Тогда как в настоящее время РФ по всему периметру государственной границы строит новые модульные системы РЛС «Воронеж-М», которые значительно дешевле РЛС системы «Дарьял». Следовательно, РФ куда выгоднее построить новую модульную РЛС, нежели ежегодно выплачивать АР 300 млн. долларов.

- Как Вы считаете, присутствует ли в этом вопросе политический интерес России? И  могут ли иметь место для Азербайджана  определенные риски в случае недоговоренности  сторон?

- Думаю, нет. К примеру, кто-то и где-то может предположить, что Азербайджан стремится передать  Габалинскую РЛС американцам, туркам или израильтянам. Это не так.

Турция не имеет своей национальной системы ПРО. Так, в конце прошлого года на территории Турции был установлен американский элемент ПРО Европы. Поэтому Турция не претендует на  Габалинскую РЛС. В свою очередь Израиль строит свою систему ПРО на своей территории. США и НАТО же формируют европейскую систему ПРО, которая не  предполагает использование Габалинской РЛС.

И если переговоры между  Москвой и Баку не увенчаются успехом, то Азербайджан вправе самостоятельно использовать Габалинскую РЛС с целью укрепления национальной и региональной безопасности страны. Правда, для этого придется модернизировать Габалинскую РЛС. Но, в нынешних условиях для Баку это не принципиальный вопрос.

-  Что Вы думаете о перспективах определения правового статуса Каспия, и как  может сказаться упреждающий удар Израиля по иранским ядерным объектам в решении этого непростого вопроса?

- Динамичные события, идущие в Кавказо-Каспийском регионе и вокруг него, указывают на то, что пять прикаспийских стран в принципе могут и должны найти соломоново решение в вопросе определения правового статуса Каспия. В противном случае, найдутся страны, которые «подтолкнут» прикаспийские страны в направлении решения тех или иных энерготранспортных проектов.

В определении статуса Каспия решение уже имеется. Так, Азербайджан, Казахстан и Россия  уже подписали двусторонние и трехсторонние соглашения. И в случае присоединения к вышеуказанным странам Туркменистана, Исламская Республика Иран (ИРИ) будет вынуждена сделать аналогичный шаг.

Сегодня официальный Тегеран просто обязан формировать свою внешнюю политику не с позиции конфронтации, а с позиции компромисса.
Вместе с тем, если четыре прикаспийские страны (за исключением ИРИ) определят де- юре и де-факто свои национальные сектора, то появится возможность совместного решения вопросов экологической и энерготранспортной безопасности на Каспии.

Можно предположить, что к концу текущего года, при определенных условиях, официальный Ашхабад может подписать соглашение с Москвой, Баку и Астаной. После чего Тегеран  также подпишет аналогичное соглашение.

Если же данная схема не будет реализована по тем или иным причинам, то проиграет лишь Иран. Ведь в таком случае к каспийской проблематике будут подключены внекаспийские страны со всеми вытекающими последствиями. 

  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога: Как это будет выглядеть »

 
Если соглашение по статусу Каспия не будет достигнуто, Иран проиграет – эксперт

Если соглашение по статусу Каспия не будет достигнуто, Иран проиграет – эксперт

Официальный Тегеран сегодня обязан формировать свою внешнюю политику не с позиции конфронтации, а с позиции компромисса, считает Рауф Раджабов 

ПЕРЕСЛАТЬ СТАТЬЮ

все поля обязательны для заполнения